Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Теремок" с. Раздолье" Симферопольского района Республики Крым
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики очень велико! Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе). Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для развития речи.
Тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Выявлена закономерность: если развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Многие проблемы в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте. Доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии.
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Лепка, рисование, аппликация и другие виды творчества развивают мелкую моторику пальцев рук, но просто развитая моторика без координации со зрением малоэффективна! Копирование образцов развивает именно координацию зрения и движения.
Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с малышом и держа его за руку, немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями, готовите из теста- выделите и ребенку кусочек. И, конечно же, много говорите с малышом, обсуждайте все, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Данный сайт является официальным сайтом МБДОУ Детский сад Теремок с. Раздолье. Остальные сайты учреждения не поддерживаются. Возрастное ограничение 0+